Снимаем качественное видео. Часть 1: съемка фотоаппаратом и Panasonic TM900

Приветствую всех!

Сегодняшняя большая статья будет посвящена теме любительской видеосъемке… Дело в том, что в течении последнего месяца я потихоньку подсматривал себе новую видеокамеру, и в связи с этим изучил очень много интересного и полезного, о чем и хочу поделиться с вами…

Итак, давайте поговорим немного о современных видеокамерах, и о том, какой же камкодер выбрать для качественной любительской съемки (мероприятия, подкасты, пейзажи, мини-фильмы).

Вначале предлагаю затронуть вопрос о том, почему сегодня, когда фотоаппараты снимают видео, а видеокамеры фотографируют — всё же необходимо иметь отдельные фотокамеру для фотосъемки, и камкодер — для видеосъемки.

Ненормально нормально… Или нет?!

Практически каждый современный фотоаппарат может снимать HD-видео. И зеркальные фотокамеры научились делать это весьма и весьма на уровне. Однако, недостатки съемки видео фотокамерой очевидны: отсутствие стабилизации изображения, смазанная картинка в движении, некорректный захват движущихся объектов (в кадре они деформируются из-за медленной скорости считывания данных с сенсора).

VDSLR, или зеркальные фотокамеры, с возможностью съемки видео — являются отличным инструментом в руках у профессионала. Многие  специалисты снимают именно зеркальными фотоаппаратами малобюджетные постановочные ролики, клипы и фильмы.

Причиной этому является то, что специалист может получить качество видео с зеркального фотоаппарата, стоимостью в тысячу долларов, на уровне профессиональной видеокамеры стоимостью в 5-10 тысяч.

Однако, эта экономия так же весьма сомнительна (см. ниже).

Если вы возьмете зеркальный фотоаппарат и начнете снимать им видео — вряд ли оно вообще вас устроит. В глаза сразу же бросятся такие артефакты, как:

— сильный муар на мелкой детализации

— цветовой шум

— крайне нечеткая картинка (эффект “замыленности”), Для иллюстрации — слева — Panasonic tm900, справа — Canon 7D, условия теста одинаковые):

2011-10-09_1427

— невозможность держать в фокусе И объект съемки И фон (на видео с VDSLR в фокусе получается либо объект, либо задний план), это не позволяет VDSLR снимать качественно панорамные сцены (например, пейзаж).

— отсутствие качественного автофокуса

— частые ошибки автоматики (невозможность снять качественное видео на полном автомате)

— эффект “стробирования” — подергивания заснятого видео (причина: нынешние VDSLR захватывают видео с 25 кадрами в секунду, а не с 50)

— невозможность получить плавность линий в кадре и четкость, из-за особенностей захвата видео. В записи видео в фотокамере участвует не вся огромная матрица, а лишь малая ее зона в центре, ведь обычно зеркальный фотоаппарат позволяет сделать фото в разрешении 10+ мегапикселей, но для съемки видео 1920*1080 нужно только 2…

— Невозможность съемки динамичных сцен, ввиду смещения объектов в кадре. Такой эффект проявляется во всех видео с зеркальных фотокамер. Он обусловлен низкой скоростью считывания данных с сенсора (матрица все-таки фотографическая, а не видео). Для иллюстрации:

— Демонстрация эффекта стробирования — замирания хорошо заметны в видео:

— и т.д.

И это только проблемы, причинами которых является сама фотокамера. А ведь еще многое зависит от: условий съемки, света, мастерства оператора, вспомогательного оборудования и т.п.

Резюмируя, можно сказать, что съемка видео на зеркальный фотоаппарат — это удел профессионалов, снимающих постановочные ролики (например, рекламу). Ведь зеркалка действительно может дать качество видео намного лучшее, чем у любой другой дорогущей бытовой видеокамеры, однако же, это достигается, мягко говоря, большим трудом и очень немалыми затратами.

Фотоаппарат просто позволяет в некоторых случаях (далеко не во всех!)получить лучшее качество, чем видеокамера аналогичной стоимости; или позволяет экономному профи сэкономить на покупке профессиональной дорогой видеокамере. Не более.

Появление же возможности съемки видео в любительских зеркальных камерах (до 2 тысяч долларов) — не более, чем маркетинг. Да, возможность съемки видео есть, но что толку, если чтобы получить хорошее качество, нужно запастись объективами, светом и прочим, на кругленькую сумму, да еще и навыки нужны будут профессиональные!?.

Многие пользователи, насмотревшись красивых видеороликов на vimeo.com, где авторы публикуют свои идеальные шедевры снятые именно зеркальным фотоаппаратом, наивно думают, что такое качество — определяется самой зеркалкой. Увы, нет:

Профессиональный обвес стоимостью в 5-10 тысяч долларов, специальное оборудование для стабилизации картинки, профессиональное световое оборудование, плюс наборы объективов по цене бюджетного автомобиля, плюс мастерство самого оператора, плюс профессиональная компьютерная обработка видео — только в этом случае можно получить, например, вот такое видео (в одном из роликов это наглядно видно):

Именно поэтому фотоаппаратное видео не пригодно для обычного человека, любителя, или, скажем, инфобизнесмена. Если вам необходимо быстро, просто и качественно записать, скажем, инфопродукт (живое видео), выступление на конференции, видеокаст, обращение и помимо этого — быстро и просто получать качественное видео, скажем, во время очередной туристической поездки за границу и т.д — в этом случае вам нужна именно качественная видеокамера.

Устройство, которое не будет требовать от вас для каждой конкретной сцены ставить особый объектив, свет, долго и мучительно выставлять цветовой баланс, контраст, диафрагму и прочее…

Или, еще проще — если вы не занимаетесь профессиональной работой с видео (съемка рекламных роликов на заказ, видеодизайн и прочее), то для вас идеальным выбором будет — качественная ВИДЕОкамера, а никак не VDSLR фотоаппарат.

Не буду сейчас углубляться в эту тему, но кому интересен данный вопрос — рекомендую обратиться к статье: http://www.ixbt.com/divideo/mark-ii-vs-tm900.shtml

А пока — вот какие отличные видео снимают видеокамерой Panasonic TM900. Я специально даю Вам ссылки именно на сырое видео, не “припудренное” монтажом, как многие ролики с зеркальных фотоаппаратов, “гуляющие” по интернету.

Конечно, любое, даже видеокамерное видео, нуждается в обязательной обработке и коррекции после съемки, но посмотрите, на какое качество способна ТМ900 даже без всякой обработки!:

http://vimeo.com/22815800

http://vimeo.com/21552224

http://vimeo.com/22180462

И это всё — снято без внешних объективов, без специального оборудования, без дорогостоящего обвеса, без штатива и освещения…

И это видео — по качеству приближается к кинематографическому (которое, кстати, тоже не идеально).

ПРИМЕЧАНИЕ: Об аспектах выбора камеры и о вопросах съемки видео фотоаппаратом — мы поговорим в следующей статье. Я дам рекомендации и практические советы… Следите за новостями!

Panasonic TM900

Определившись, что снимать ВИДЕО нужно именно ВИДЕОкамерой, я занялся поиском подходящей модели, т.к. моя старая Sony SR10E, купленная много лет назад, к сожалению, обеспечивала качество видео худшее, чем даже снимают современные “мыльницы”-фотокамеры…

Я остановил выбор на камкодере Panasonic TM900 (новинка 2011 года), обзор которого я вам сегодня и предлагаю к ознакомлению:

Аппарат стоит в России в районе 38 000 рублей, однако, мне посчастливилось купить его значительно дешевле.

По традиции, начнем обзор с фотографий упаковки, в которой поставляется устройство:

Коробка очень небольшая, ее можно спокойно обхватить одной рукой с любой стороны.

На ней же имеется вся основная информация об устройстве: поддерживаемые технологии, форматы записи, системные требования компьютера и т.п.

Сама камера упакована очень достойно — это первое на что обращаешь внимание после вскрытия коробки.

Комплект поставки представлен, собственно, камерой; двумя CD с программным обеспечением и руководством, пультом ДУ, кабелем USB, небольшой блендой, стилусом (для удобной работы с сенсорным экраном) и руководством пользователя:

Итак, основные характеристики видеокамеры Panasonic TM900 (привожу скриншот официального сайта):

2011-10-10_0249

2011-10-10_0250

Ключевые особенности камкодера Panasonic TM900

Система трех матриц

1238867192_panasonic-cam-3mos_logoОсобо хочу обратить внимание на наличие трех матриц CMOS (такая система применяется в профессиональных видеокамерах, 3MOS пришла на смену 3CCD, которая применялась ранее) — такая система позволяет получить отличное качество цветопередачи (одноматричные камеры не могут приблизиться даже к такому качеству передачи цветов), близкое к профессиональным видеокамерам.

Небольшой экскурс: сенсор видеокамеры сам по себе является монохромным. Чтобы одноматричная камера воспринимала света, необходимо применять Фильтр Байера, он как бы позволяет ей воспринимать цвет — плюс общую цветность “докрашивает до правильного уровня” процессор видеокамеры…

Результатом этих преобразования является тусклость цвета и некоторая неестественность, которая заметна в любом случае…

В системе трех матриц 3MOS световой поток объективом направляется на призму, которая раскладывает свет на три составляющих, и проецирует, соответственно, красный, синий и зеленый поток на соответствующую матрицу (один оптический сенсор воспринимает только один цвет — отсюда и их количество — три). Затем, поток со всех трех сенсоров накладывается друг на друга, и таким образом получается цветная картинка.

Никаких фильтров и процессорной обработки — именно поэтому трехматричные видеокамеры обеспечивают насыщенные цвета.

Четкость и плавность

Камкодеры Panasonic серии 900 славятся своей высочайшей четкостью картинки и максимальной прорисовкой деталей кадра, особенно, при хорошем освещении.

Плавность видеосъемки достигается за счет использования режима 1920*1080 50р — 50 прогрессивных кадров в секунду — это полноценный стандарт FullHD. Не каждая современная камера может обеспечить 50 прогрессивных кадров (как правило, только 25-30), и, соответственно — такое качество картинки…

Режимы записи 25 кадров в секунду, которые применяются в большинстве современных видеокамер, к сожалению, ущербны тем, видео в режиме 25-ти кадров будет страдать эффектом стробирования — визуально это видится как периодическое легкое подтормаживание картинки при воспроизведении. Этот эффект убрать практически невозможно.

Прогрессивная развертка

Чересстрочная развертка, если упрощенно — каждый кадр делится на два полу-кадра. Сначала камера записывает четные строки (всего строк 1080, напоминаю, ибо стандарт 1920*1080), а следующим шагом — нечетные. И таких полу-кадров в секунду записывается 25…

Затем процессор камеры состыковывает четные и нечетные строки полукадров в полноценные кадры… Поскольку совместить кадр из частей довольно сложно (чтобы все части подходили точно друг к другу) — возникает эффект ступенчатости и некоторой “замыленности” — нечеткости кадра.

Этот эффект можно заметить на видео, снятое сегодняшним героем обзора, в режиме 50i (i — обозначает чересстрочную развертку), особенно, обратите внимание на провода в кадре:

Прогрессивная развертка — режим, при котором считывание данных с видеоматрицы происходит последовательно, по порядку, а не чересстрочно. В этом режиме видеопроцессору не требуется “колдовства” с совмещением кадра и прочее. Картинка получается на порядок более детализированная и качественная.

Для демонстрации — ролик, снятый в режиме 1920*1080 50р героем сегодняшнего обзора. Для Panasonic TM900 — это основной штатный режим съемки:

Дополнительно хочу отметить приличную светосилу объектива. Хотя, камера в условиях недостаточной освещенности (например: сумерки) всё же снимает не очень хорошо, как и любая не-профессиональная камера. Ну в прочем — об этом позже…

Из характеристик несомненными плюсами являются: встроенная память в 32 ГБ (около 4.5 часов записи в максимальном качестве, с битрейтом в 28 Мбит/с — 1920*1080 50р); плюс поддержка карт памяти до 64 ГБ формата SD; и просто невероятно качественный гибридный стабилизатор изображения (оптический и цифровой — работают в связке).

Стабилизатор

logo_powerНе могу не сказать отдельной строкой о прекрасном стабилизаторе камеры. Признаюсь честно, что я нигде больше не видел столь прекрасной работы системы стабилизации. В качестве иллюстрации: я пробовал записывать видео на бегу, и при просмотре на компьютере были заметны лишь легкие покачивания картинки вверх-вниз, с минимальной амплитудой.

Еще одно доказательство вы сможете сами наблюдать в тестовых роликах, выложенных здесь и записанных мной — не максимальном зуме (а это немаленькие 12х!) камеру не составляет труда удерживать — она не просто сглаживает дрожания, но и компенсирует даже достаточно сильную тряску!

Супер-качество системы стабилизации обусловлено оригинальным решением. Если раньше в видеокамерах применяли ЛИБО цифровую стабилизацию (электронный стабилизатор справлялся с обязанностями очень плохо) ЛИБО оптическую, то Panasonic соединил их в одну систему. Фактически, стабилизатор гибридный: оптический и цифровой стабилизатор работают В СВЯЗКЕ!

Но и это еще не все…

Матрица (сенсор) видеокамеры сделан таким образом, что его разрешение намного превосходит 1920*1080 (грубо говоря, по краям кадра физически у каждого сенсора остается еще свободное место — образно). Это позволяет электронной части стабилизатора перемещать кадр размером в 1920*1080 по площади матриц!

Именно данная система обеспечивает превосходную стабилизацию ВО ВСЕХ случаях съемки. Это просто невообразимый плюс камеры, который позволяет получать видео, снятое “с рук” по качеству равное видео, снятому “со штатива”.

Дополнительно

Можно смело отметить такие плюсы, как отличный 5.1 микрофон с подавлением шума ветра, шумоподавление картинки (мощным процессором Crystal Engine PRO), возможность ночной съемки в цвете.

Возможные минусы

Однозначно, очень слабый штатный аккумулятор — всего-лишь на полтора часа видео в максимальном качестве (1250 mAh). И, что еще хуже — емкие аккумуляторы у Panasonic стоят дорого — в районе 7 000 рублей за аккумулятор на 3 часа. Это самый большой минус владения устройством.

В остальном, для кого-то это может быть минусом:

— Невозможность заряжать аккумулятор отдельно, без камеры

— Небольшой люфт аккумулятора в гнезде

Пожалуй, всё…

В прочем, вернемся к обзору и поговорим о внешнем виде камеры:

Камера выглядит строго, но в то же время очень красиво. Ее удобно и приятно держать в руке.

Всю левую сторону полностью занимает огромный экран на 3,5”:

Этим огромным сенсорным экраном очень удобно пользоваться, ввиду его больших размеров. К слову: с сенсорным управлением никогда не было проблем — все касания отрабатываются четко и точно.

На внутренней стороне располагаются: отверстие вентиляции, кнопка включения камеры, кнопка активации режима 1080p и интерфейсные разъемы, для подключения камеры к ПК или телевизору. Здесь же располагается слот для карт памяти SDHC или SDXC — объемом до 64 гб:

Вокруг объектива LEICA расположено кольцо (которое, вы, наверное, уже заметили по предыдущим фотографиям), на которое можно “повесить” многие полезные функции, такие как ручной фокус, зум, управление балансом цвета и т.п.

К слову сказать, объектив снабжен резьбой, что позволяет устанавливать на камеру такие аксессуары, как бленды, фильтры, и специальную насадку (приобретается отдельно), для съемки видео в формате 3D.

Сверху на камере расположены: рычажок зуммирования, микрофон,  кнопка для захвата фото и рычажок перехода из режима съемки в режим просмотра:

Гнездо для установки горячего башмака (есть в комплекте):

Микрофонный вход и выход для наушников:

Питание и зарядка аккумулятора:

Выводы

Так получилось, что свои впечатления о камере и рекомендации — я сообщал еще в начале данной статьи. 🙂

Здесь повторюсь только в том, что на мой взгляд — это отличный выбор для, если хотите, “профессиональной любительской съемки”. Именно так можно охарактеризовать данный камкодер. Отличное качество изображения (почти как у PRO камер), компактность и при этом — относительная доступность.

В завершении — мои образцы видео, снятые этой камерой. К сожалению, я смог выложить их только на YouTube (что не очень хорошо — ютуб сильно ухудшает качество исходного файла), но чуть позже я закачаю “сырые” видео с данной камеры.

А пока — рекомендую Вам ознакомится с прекрасными видами горной реки, запечатленных с помощью Panasonic TM900 в режиме 1920*1080 50p (без обработки):

Смотрите еще больше видео на моем канале: http://www.youtube.com/user/DrMichaelZuev?feature=mhsn

Полный фотосет видеокамеры в высоком разрешении здесь: http://fotki.yandex.ru/users/mailbox-michaelzuev/album/122502/

До встречи! Жду Ваших комментариев!


  • Роман

    Здравствуйте! у меня тоже тм900…но ни как ее забороть не могу….снимаю, смотрю на камере картинка отличная, вывожу на комп картинка существенно хуже! цветность гораздо ниже и мутность какая то появляется, если бы качество было как у вас в роликах меня вполне бы устроило….так что если не трудно подскажите что к чему? почему цветность пропадает? и еще как правильно рендерить и в какой формат выводить с какими характеристиками? монтажка вегас про11.

  • Михаил Зуев

    Роман, а качество такое (низкое) — имело место всегда с момента покупки, или появилось потом?
    Еще если можно, загрузите пожалуйста пример видео с камеры (необработанный).

  • Роман

    снимаю недавно, по этому можно сказать что сразу. А как у вас здесь видео добавить?

  • Роман

    вот образец видео кинул…..но на сколько я знаю ютуб сам еще как то обрабатывает видео
    http://youtu.be/470hpsUeOkU

  • Роман

    извиняюсь…сейчас оригиналы посмотрел с цветом все нормально, а вот после монтажки все очень плохо….

  • Михаил Зуев

    А загрузите на любой обменник (тот же народ к примеру) и публикуйте ссылку прямо в комментариях.

  • Михаил Зуев

    На ютуб Вы опубликовали именно оригинал, да?

  • Роман

    да на ютубе оригинал

  • Серж

    Браво!!! Всё в точку!!!

  • Alex

    Автор похоже вообще ни с чем не знаком.
    Если это реклама видеокамеры, то за чем
    так опускать зеркалки? Я сам снимаю
    видео и можете быть уверены что до качества зеркалки
    зеркалки не все профессиональные камеры дотянут.
    Хотя для любителя съёмка зеркалкой наверное будет
    напрягом.

  • Пауло

    Каждый хвалит свой огород. Спасибо Прохожий, что снова дал надежду на приобретение того, чего я долго ждал.
    Голосую за зеркало!

  • У меня сони560, снимаю в самом высоком разрешении. Картинка приличная пока файл свежий( то.е. без конвертации), а просят в основном смотреть на двд видео, как следствие картинка значительно мылится в пост обработке, работаю в пинакл 15 и в неро 10 пробовал-всё равно похоже мылит и там и там.Так вот уважаемые может кто скажет чего нужно такое сотворить чтоб при завороте из ашдиви в мпэг-2 картина общая не портилась??? Только прошу без рекомендаций про лучшие вещи, и так слюной давлюсь!!!

  • полностью согласен, но объективчик то всё же нужен

  • рашид

    А какой у вас фотоаппарат? У меня сейчас стоит выбор. Хотелось бы взять фотоаппарат для съемки и видео (приоритет) и фото

  • Михаил Зуев

    Не судите строго. Я любитель. 🙂

  • Marina

    Отличная статья. спасибо. Сама учусь снимать видео и статья как раз вовремя «попалась».

    Есть вопрос, может немного не в тему — каким плагином организовали вверху сайта поп-ап окно с прокруткой рекламы.. если не секрет, конечно.

    Заранее спасибо!

  • Сергей

    Сейчас эту видеокамеру можно купить за 25.000 руб.

  • Тоже согласен

  • три года снимаю свадьбы на тм900,самый главный козырь компактность.Поставил ширик на неё,что очень хорошо для съемки в загсе и ресторане.Камерой доволен.Она уже отбила себя на 1000%.думаю взять себе еще соньку некс20-впару к панасу.

  • http://www.youtube.com/watch?v=yiu2J0a-1RM свадебный клип снятый на тм900

  • попробуй в эдиусе смонтировать.

  • Юля

    Добрый день!

    Прочитала ваши статьи(да и другие обзоры с сайтов) относительно видеосъемки на фотоаппарат и собственно камеру. И собственно вдохновилась приобретением этой модели камеры. Вот спустя время возможно аналоги появились или все же они уступают этой модели?

  • данной камерой пользовался очень продолжительное время.
    Очень хороший обзор на сайте, автор постарался!
    ну а качество очень приличное для такой камеры с такой ценой.

  • Маладец! Профи! Выбрал видеокамеру )))
    Только не надо вводить в заблуждение граждан. Фотокамера в видеорежиме использует всю матрицу.
    Сам я ушёл от видеокамеры Canon XH A1 4 года назад. Не вернулся.

  • Константин

    @igor, Нет, не всю. Или выкидывает строки, или считывает часть сенсора.

  • Алексей Йоффе

    Вопрос только в том, для чего вы приобретаете видеокамеру, потому что у камеры могут быть разные варианты использования. Когда вы покупаете камеру для ведения семейного видеоархива, то вас вполне устроит компактная видеокамера, типа Panasonic TM900, но когда камера выбирается для съёмки коммерческих проектов, то надо хорошо подумать о функционале камеры и, главное, о ручных настройках картинки на запись, потому что профессионалы в режиме AUTO не снимают. Я работаю с видеокамерой Sony HXR-NX70, особенности которой можно узнать здесь: http://www.videographer.su/forums/index.php?showtopic=1455, но, естественно, что эта полупрофессиональная камера не нужна любителям, ведь, ею не так просто управлять в процессе съёмки.

  • Prestige Photography

    Я полностью согласен с описаниями и сравнениями. Парень прав 100 процентов. Я занимаюсь профессиональной фотографией и у меня опыта достаточно. Работаю с Canon 5D II. Снимаю им видео тоже, свадьбы, крестины и тд. Именно для видео купил малышку Panasonic HDC-TM900. Доволен очень, есть режим ручной для креатива.. и авто отлично.. докупаете мелочи, микрофоны, бленды, батареи, память и тд. и вперед))) Все зависит как вы снимите этой камерой.. идея.. сценарий.. режисура. Качество дает эта камера отличное…

  • Картинка и правду нормальная для хом видео пойдет