Аудиозапись в домашних условиях. Выбор микрофона, звуковой карты и другого оборудования.

PICT0001 (2)Добрый день всем!

Очень часто меня просят порекомендовать аудио оборудование для записи речи на домашнем ПК. Кто-то для записи подкастов для своего блога, кто-то — для записи различных видеокурсов и т.п.

При этом практически все просят подобрать “специальную профессиональную звуковую карту и профессиональный микрофон”, т.к., как многим кажется, для таких целей — это просто необходимо.

Что же — давайте разберемся, так ли сильно это необходимо на самом деле…

Сегодняшнюю статью я бы хотел посвятить именно этому вопросу — вопросу самостоятельного выбора аудио оборудования для записи речи в домашних условиях с приемлемым качеством.

Для начала…

Итак, вначале условимся исходить из наиболее популярных задач: запись аудикастов, озвучивание голосом экранного видео (скринкасты), озвучивание “живого видео” для последующего распространения этого материала в интернете: либо в виде файлов/онлайновых плееров на своем сайте, либо в виде авторских аудио- и видео-курсов.

Отмечу сразу, что по-настоящему качественную запись речи можно получить только в студии. Думаю, со мной согласится любой специалист в области звукозаписи.

Почему же?

Во-первых: в хорошей студии звукозаписи имеется специализированное оборудование (начиная от микрофонов и специального оборудования, заканчивая профессиональным программным обеспечением), которое обладает всеми необходимыми характеристиками для получения качественного материала на выходе.

Во-вторых: идеальное качество требует грамотного подхода к делу, с соблюдением всех нюансов. Например, скажем, настоящее студийное качество подразумевает запись в помещении, которое отвечает всем важным акустическим требованиям.

В-третьих: в студии с вами будет работать специалист (а возможно – и не один), который будет проводить непосредственно запись и обработку материала. А от квалификации специалиста, так же зависит очень многое…

В студии все продумано до мелочей: начиная от правильного заземления оборудования, заканчивая материалом отделки стен помещения, а так же его размеров, формы и так далее.

Если обобщить, то качество в конечном итоге зависит от несметного количество факторов — кто записывает, как записывает, где записывает, на чем записывает, кто обрабатывает материал после записи, как именно обрабатывает, на каком программном обеспечении и на каких компьютерах и т.д. и т.п.

Поэтому, если вашей целью является супер-качественный звук, насколько это возможно вообще (например, если Вы готовите какой-то специфический аудио- или видеокурс, скажем, по вокалу, в котором наивысшее качество просто необходимо), то лучше сразу же отправиться прямиком к профессионалам своего дела — в студию звукозаписи.

Вы получите сплошные плюсы и всего один минус — стоимость услуг…

Зачем я говорю об этом?

Прежде всего для того, чтобы разрушить некоторые мифы, касающиеся записи идеального звука: на обычном домашнем ПК такая идеальная запись просто невозможна.

Не стоит думать, что все огрехи можно устранить обработкой — компьютер не сделает чуда. Да, с его помощи можно, так сказать, “навести блеск”, но, увы — законы физики в целом и акустики – в частности, обойти никак не удастся.

Теперь вкратце необходимо прояснить вот что:

Вопрос качества.

Когда речь заходит о качественном звуке вообще, то необходимо учитывать:

А) Класс оборудования, на котором производилась запись.

Б) Класс оборудования, на котором данная запись прослушивается.

Это значит, что если звук записывался на “супер-дорогом и мега-профессиональном оборудовании”, но полученную в итоге запись прослушивается в самых дешевых китайских наушниках за 100 рублей, то никакого качества слушатель даже не заметит (а то и вовсе будет возмущен отвратительным звучанием).

Если объяснить метафорически, то это как взять, скажем, современный Blu-Ray плеер, подключить его через множество “переходников и адаптеров” к первому в истории черно-белому телевизору и запустить проигрывание Full-HD фильма…

Даже если бы такое было бы технически возможно, то вполне понятно, что при этом никакой “сверх-четкости картинки, насыщенности цветов и объемного звука” получить было бы невозможно по определению.

Со звуком дела обстоят точно так же.

И, кстати, верно и обратное: некачественная запись будет таковой на любой акустической системе. Скорее даже, чем лучше будет акустическая система, тем более худшей будет казаться эта некачественная запись (т.к. хорошая акустика обнажает не только достоинства, но и недостатки).

В подавляющем большинстве пользователи компьютеров используют недорогие акустические системы (1000-3000 рублей), подключенные к встроенному в системную плату звуковому кодеку (0 рублей), или к недорогой дискретной звуковой карте (до 3 000 рублей).

Это позволяет получить вполне качественный, по обычным “бытовым” меркам звук в фильмах, играх и при прослушивании музыки в так называемых форматах lossy (сжатые с потерей): mp3, ac3 и т.д.

Для справки:

“Если мы возьмем оригинальную, “сырую” запись, скажем, нескольких десятков минут речи прямо из студии, то ее размер будет, скорее всего, несколько гигабайт…

При этом ее невозможно сжать без потерь, скажем, в mp3, всего-лишь до нескольких десятков мегабайт. В этом случае неизбежно исключается
значительная часть аудио потока и звук сильно теряет в качестве, по сравнению с оригиналом.

Именно поэтому сегодня большинство аудиоданных распространяется в сжатых форматах, таких, как mp3, mp4, WMA, AC3 и т.д. – из-за относительно небольшого объема файла при сохранении все еще приемлемого качества. Здесь я имею в виду как отдельные звуковые файлы, так и аудиодорожки в скринкастах, фильмах и видео…”

Важно:

“Да, есть конечно lossless-форматы (сжатые без потерь, такие как FLAC), которые обеспечивают в первую очередь качество, а не минимальный размер файла…

Но сейчас я хочу сказать лишь о том, что студийная запись на супер-дорогом оборудовании, зачастую, просто не имеет смысла – ведь в конечном итоге ее все равно придется сжимать: хоть для обычного информационного продукта на DVD, и тем более – для записей, которые предназначаются для скачивания через интернет.

Ведь в этом случае, аудиоматериал нужно сжимать вообще настолько, насколько это возможно и приемлемо для вас и вашей аудитории…”

Так что если говорить о качестве звука в аудио- или видеозаписях  в вашем будущем инфопродукте, то здесь, чтобы обеспечить приемлемое качество для слушателей, вовсе не обязательно какое-то профессиональное оборудование, если только вы не готовите инфопродукт на тему музыки или вокала.

Вполне хватит хорошего “любительского” микрофона/гарнитуры в связке с обычной, хорошей “любительской” звуковой картой.

Даже если взять в расчет небольшую группу людей, которые используют акустическую систему дороже 300-500 долларов США и звуковую карту примерно такого же ценового уровня, то даже такие пользователи, которые будут слушать аудио или смотреть видео и слушать закадровую речь в вашем DVD останутся довольны общим качеством записи.

Итак, перейдем непосредственно к рассмотрению оборудования, оснастив компьютер которым, вы сможете записывать аудио контент с приемлемым качеством.

“Массовый” ценовой вариант:

Бюджетный вариант мы с вами рассматривать не будем. Там, собственно, и говорить не о чем: используется самое дешевое оборудование, из-за чего качество записей страдает и опускается даже ниже минимально приемлемого уровня.

Рассмотрим так называемый “массовый” или средний уровень. Предположим, что наш бюджет на покупку необходимого оборудования составляет $100-$150 или примерно 3-5 тысяч рублей.

Первое, что нам потребуется, это отдельная, внешняя звуковая карта. Если у вас настольный компьютер, то здесь все просто: звуковые карты продаются в виде отдельных плат расширения, которые можно установить в PCI или PCI-Express разъем. О владельцах ноутбуков мы поговорим несколько позже.

Использование встроенного в системную плату звукового кодека не приемлемо.

Во-первых: он, в большинстве случаев, “не отвечает никаким стандартам” по качеству. Как правило, записи с использованием встроенного звукового кодека получаются довольно шумными (приходится дополнительно его вырезать).

Во-вторых: дополнительно в записи могут наблюдаться искажения голоса, “икание”, “щелканье” и прочие артефакты…

Поэтому, покупка внешней звуковой карты необходима в любом случае, какой бы бюджет у вас ни был.

Итак, в качестве среднего уровня я бы рекомендовал приобрести звуковую карту Creative SoundBlaster X-Fi Xtreme Music

Вариант с “классическим” интерфейсом PCI:

xtreme_audio_pci

Вариант с интерфейсом PCI-Express x1:

xtreme_audio_pciex

Стоимость этой звуковой карты находится в диапазоне 1500-1700 рублей. Найти ее сегодня в продаже не составляет никакого труда. Это довольно популярная модель. При этом она обеспечивает лучшее В РАЗЫ качество звука, по сравнению со встроенным кодеком в системную плату.

Сразу хочу отметить такой момент, насчет интерфейсов. Технически абсолютно все равно, выберите ли вы звуковую карту на PCI или на PCI-Express. Это никак не влияет на качество звука. Поэтому,здесь ориентируйтесь в первую очередь на наличие свободных слотов и возможности вашей системной платы.

На некоторых системных платах, к примеру, вовсе отсутствуют слоты PCI, поэтому придется выбрать вариант PCI-Express.

Далее: необходимо определиться с микрофоном.

В начале определитесь, что вам будет удобнее использовать: отдельный микрофон или же гарнитуру. В идеале, лучше иметь и то и другое.

Что касается гарнитур, здесь я рекомендую обратить внимание на, в принципе, любые модели из модельного ряда Logitech ClearChat.

Сам я использую  Logitech ClearChat Premium PC:

logitech_clearchat_premium_pc

Стоимость: 1500 рублей. Этот модельный ряд так же очень популярен и найти такую гарнитуру не сложно.

Эти гарнитуры обеспечивают практически отличное звучание и приемлемое качество записи. К примеру, с помощью такой гарнитуры можно смело записывать скринкасты, аудиокасты, проводить интернет-семинары и просто общаться.

Есть варианты с классическим разъемом аудио “мини-джек”, есть варианты, которые подключаются по USB. Вы можете выбрать любой вариант — качество и тех и других на одном уровне.

Что касается отдельных микрофонов, тут все гораздо сложнее. Прежде всего и-за многообразия выбора. Я бы рекомендовал вам присмотреться к моделям линейки Philips SBC по цене от 1000 рублей.

На что обращать внимание при выбора микрофона/гарнитуры?

Во-первых: частотный охват должен быть как можно ближе к идеальному (20-20000 Гц).

Во-вторых: соотношение сигнал/шум должно быть как можно ниже (лучше, если менее 50 дБ).

В-третьих: сопротивление микрофона должно быть так же как можно ниже (200-300 Ом – вполне хороший показатель для среднего уровня).

В-четвертых: смотрите на диаграмму направленности микрофона. Наиболее оптимальная: кардиоида. Это значит, что микрофон будет отсекать посторонние шумы, и передавать только вашу речь.

Вот это — основные критерии выбора микрофона/гарнитуры.

Качественно иной уровень:

Давайте рассмотрим еще один вариант, с общим бюджетом на оборудование в районе 300-400 долларов США или 10-15 тысяч рублей.

В этом случае можно подобрать оборудование, которое будет обеспечивать значительно лучшее качество аудио, уже значительно приближенное к студийному.

В этом бюджете отличным выбором среди звуковых карт будет Creative SoundBlaster X-Fi Titanium.

(все фото ниже кликабельны — кликните для увеличения)

PICT0005

PICT0006

PICT0002

PICT0009

PICT0008

(фотоальбом высокого разрешения со снимками этого устройства здесь: http://fotki.yandex.ru/users/mailbox-michaelzuev/album/117265/ )

Стоимость этой звуковой карты находится в районе 3000-3500 рублей. Мне она обошлась в 3 000.

В основном на рынке она представлена я интерфейсом PCI-Express. По крайней мере, я сам PCI-версии этой модели в продаже не видел.

Эта модель находится в списке топовых решений от Creative. На карте установлен аудиопроцессор (DSP) CA20K2, распаяно 2 МБ буферной памяти X-RAM, имеются все необходимые интерфейсы, включая оптические вход и выход.

Что касается микрофонов, то здесь рекомендации все те же, кроме одного момента. Сейчас поясню, что я имею в виду.

Итак, я рекомендую вам все же приобрести гарнитуру. Она может вам пригодиться так или иначе, поскольку бывают моменты, когда предпочтительнее использование именно наушников с микрофоном. Рекомендации по гарнитурам — те же самые.

Что касается микрофонов…

Здесь имеет смысл приобрести высококачественный студийный конденсаторный микрофон. НО!

Стоит учесть, что это уже оборудование для профессионального использования. Здесь свои стандарты, свои производители, свои критерии качества и т.д.

Большинство студийных микрофонов оснащены разъемом XLR для подключения к профессиональному аудио оборудованию. Однако же, производители выпускают некоторые модели, которые вполне себе совместимы с обычными пользовательскими компьютерами, позволяя таким образом обычному пользователю получить в свое распоряжение качество записи, приближенное к студийным стандартам.

Такие микрофоны имеют разъем USB. Поэтому его просто достаточно подключить к компьютеру (при этом никаких драйверов, в большинстве случаев, не требуется) и микрофон уже работает!

Предугадывая ваш вопрос о том, почему же не сделать такой микрофон совместимым с обычным разъемом “мини-джеком” — отвечу: такие микрофоны требуют наличия так называемого фантомного питания. В настольном компьютере его может обеспечить USB (“мини-джек” не способен обеспечить такой микрофон энергией).

Поэтому, аудиосигнал передается по USB. Для тех, кто слышит об этом в первый раз, это может звучать странно. Однако же — это совершенно нормально. Разница между XLR микрофонами и их аналогами на USB если и есть, то она настолько минимальна, что ее трудно будет отличить даже на студийном оборудовании.

Конечно, стоят такие решения не дешево. Как правило, в пределах 250-300 долларов (ели говорить именно о USB решениях).

Профессиональных решений на USB не так уж много. И поэтому здесь я ограничусь рекомендацией всего-лишь одной модели (которую и сам приобрел на днях).

А именно: Audio-Technica AT2020 USB. Вот, кстати, мои фото этой модели:

PICT0016

Заказывал я эту модель здесь: http://guitarshop.ru/tovar-mikrofon-audio-technica-at2020-usb.html Чтобы не загромождать и без того большую статью, я не стал приводить здесь его характеристики. О них вы можете узнать перейдя по ссылке выше.

По “EMS Почта России” этот микрофон мне доставили в течении 4-х дней. Не сочтите за рекламу, но если захотите приобрести этот микрофон, заказывайте в этом магазине. Никаких нареканий (процедура заказа, доставки, качество упаковки, сохранность и т.п.) у меня на этот магазин не возникало.

С учетом пересылки он обошелся мне в 8300 рублей.

Немного о самом микрофоне Audio-Technica AT2020…

Заказ был упакован очень хорошо в пленку с воздушными пузырьками:

PICT0001

Вот так выглядит упаковка самого микрофона:

PICT0002 (2)

PICT0007

PICT0003

Открываем… Внутри все так же упаковано просто отлично. Микрофон лежит в углублении толстой поролоновой “подушки”:

PICT0009

PICT0001 (2)

PICT0001 (4)

К слову — изделие очень хрупкое (как и любой подобный микрофон). Категорически запрещается сильно трясти и ронять устройство, даже если высота не большая. Простое опрокидывание треножной подставки на столе может уже вывести его из строя. Будьте предельно аккуратны!!!

В комплекте поставки: руководство пользователя, гарантия, транспортная накладная от магазина, USB кабель длинной 3 метра, кожаный мягкий чехол для хранения и переноски, треножная подставка для размещения микрофона на столе:

PICT0006 (2)

После сборки подставки и монтажа на нее микрофона (он просто вкручивается) весь “комплекс” выглядит вот так:

PICT0009 (2)

PICT0013

PICT0011

PICT0012

Настоятельно рекомендуется защищать микрофон от пыли! Это очень важно для его нормальной работы. Для этого — убирайте микрофон в чехол, когда он не используется:

PICT0003 (2)

PICT0005 (3)

(фотоальбом высокого разрешения со снимками этого устройства здесь: http://fotki.yandex.ru/users/mailbox-michaelzuev/album/117249/ )

Что и говорить, что качество, которое выдает этот микрофон — просто отличное. По сравнению с обычными динамическими микрофонами в пределах 1000 рублей — контраст очевиден. Качество записей сделанных с помощью этого микрофона В ДЕСЯТКИ РАЗ лучше тех, что сделаны на обычном микрофоне.

Кроме того микрофон обладает большой чувствительностью. Его можно поставить в дальний угол стола и при этом он все равно будет хорошо улавливать вашу речь.

Никаких специальных драйверов для этого устройства не нужно. Просто подключаете его к USB и он уже работает. Причем одинаково хорошо как на PC так и на Mac.

Поэтому, если вы хотите получить максимальное качество аудиозаписей, и при этом не беспокоиться за совместимость микрофона с различными программами и операционными системами — эта модель специально для вас!


  • Если нужен качественный и не дорогой микрофон, обратите внимание на микрофоны Октава российского производства, МКЛ-5000 вообще работает на уровне топовых ньюманов за несколько тысяч доларов!

  • VladimirKirichenko Sergeyevich

    Спасибо за статью.Я планируют купить настольный ПК, я новичёк в этом деле и не могу понять, если использовать микрофон через миниджек то практически качество звука будет зависеть от звуковой карты, а если использовать микрофон через usb то будет ли зависеть качество звука от материнской платы или же нет ?
    И если я буду использовать микрофон Audio Technika AT2020 USB будет ли разное качество записи если я буду записывать через ноутбук ценой примерно 400-500$ и через ПК ценой до 1000$ ?

  • Максим Азаров

    Неплохая петличка за 20$
    https://www.youtube.com/watch?v=ZlXf6lPY_Ms

  • Наталья

    Так что насчёт ноутбуков-то???

  • Evgeny Chernov

    Скажите пожалуйста если у меня не комп, а наутбук ASUS A52J и я кюплю для него Audio-Technica AT2020 USB.
    Будет ли это достаточно для хорошего звука? Или надо еще карту докупать?